Обзор игры XCOM: Enemy Unknown. Обзор игры XCOM: Enemy Unknown Таблеток от жадности — и побольше

Когда-то, в дикие 90-е, неплохой, в принципе, украинский писатель фантаст Воха Васильев взялся за халтурку – новеллизацию игры X-COM: UFO Defense. Получилось предсказуемо отвратительно. Впрочем, официальная новеллизация, UFO Defense от Дианы Дуэйн, ничем не лучше. Просто потому, что читать описание чужих миссий неинтересно. У каждого из нас свой собственный X-COM – история, которую мы проживаем сами.

XCOM: Enemy Unknown

Жанр пошаговая стратегия
Разработчик Firaxis Games
Издатели 2K Games
Сайт xcom.com

Оценка

Бережное сохранение духа серии; высочайшая аддиктивность; обновленный тактический режим; сюжет; эмоциональная связь с героями

Некоторые моменты упрощены по сравнению с оригиналом; неудобное управление с клавиатуры и мыши; неидеальный мультиплеер

Это не X-COM: UFO Defense, это другая игра, но она ничуть не хуже, а во многом и лучше оригинала

Точно также, у каждого из нас свой собственный XCOM (разница всего лишь в дефисе и 18 годах).

Кто-то будет рассказывать вам о героическом, под перекрестным обстрелом, прорыве штурмовика к паникующим раненным соратникам. Кто-то о том, как на базе пришельцев команда ввалилась в зал, в котором «отдыхали» кибердиск со свитой, сектопод, эфириал и шесть элитных мутонов, и героически погибла, не успев даже произнести «Откуда!?!?». Кто-то поведает о долгой игре в прятки с летуном, которого в обязательном порядке надо было взять живым. Кто-то о миссии устрашения, в которой все люди превратились в зомби и полуживые оперативники отстреливались от напирающих толп на крыше горящего здания, как в какой-то Left 4 Dead. Или о команде из одних псиоников, которая зачистила огромный линкор пришельцев, даже не притрагиваясь к оружию, а используя взятых под контроль инопланетян как живые щиты и оружие с дистанционным управлением.





Все это в одинаковой степени может быть рассказано и о современном XCOM, и о X-COM 18-летней давности. Игры разные, истории, которые они дают нам возможность пережить, эмоции, которые они вызывают – те же самые. Настоящие.

Таких историй у каждого игрока в XCOM десятки, сотни. Может быть, именно поэтому стратегия Firaxis, как оригинальная X-COM: UFO Defense (aka UFO: Enemy Unknown), так и сиквел XCOM: Enemy Unknown, настолько аддиктивны. Да-да, я знаю что фраза «еще один уровень, и спать» – моветон и безвкусица. Но так оно есть – оторваться нереально. Но, если 18 лет назад компьютеры были большие, мониторы маленькие, а в сутках было 35 часов, 34 из которых можно было посвятить игре, то сейчас компьютер можно положить в карман рубашки, вдоль монитора совершать моцион, а сутки ужались до 3 часов, график расходования которых утверждается с женой, детьми и начальством. Собственно этим и объясняются все метаморфозы сиквела. Это тот же X-COM… но это другой XCOM. Мы изменились, изменился мир вокруг нас, изменилась игра.





В Сети уже достаточно детальных попиксельных сравнений X-COM и XCOM. Хардкорщики, или скорей снобы, считающие себя хардкорщиками, уже вовсю плачутся, что игра стала слишком простой, многие тактические элементы убрали, многие изменили. Где атака базы XCOM пришельцами?! Почему тарелки появляются только по одной?! На высокой сложности и одно и другое есть. Почему солдат может взять с собой только один дополнительный предмет?! Где очки хода и возможность задавать сектора обстрела?! Почему база только одна?! И т.д. и т.п. Можно еще задать вопрос, где собственно «Молнии», «Мстители», человеко-змеи, силакоиды, селациды, рипперы? Стенания и вопли на весь интернет.





Слишком просто? Перейдите на уровень сложности Classic. Все еще просто? Impossible. Вот только зачем? Все равно, терять бойцов вы не захотите, а значить перезагрузка, перезагрузка и снова перезагрузка. В надежде, что в следующий раз сектопод вместо залпа кассетными ракетами отойдет за здание, а пара мутонов промахнется. Это не демонстрация собственных тактических умений, а соревнование на усидчивость, борьба с генератором случайных чисел. Бесспорно, это может быть весело, но зачем?





Впрочем, есть еще опция Ironman оставляющая лишь одно сохранение, для настоящих мазохистов. Если же совсем невмоготу – оригинальный X-COM: UFO Defense стоит на Steam всего $2,99 и отлично работает под Windows 7.

У нового XCOM, конечно, есть недостатки. Главный – отвратительно управление с помощью мыши/клавиатуры. Впервые в стратегии – джойстик удобней, и это может шокировать многих апологетов PC-гейминга. Лично мне в игре не хватает настоящей многоэтажности – в XCOM: Enemy Unknown большинство уровней почти плоские. Хотелось бы увидеть и более подробную статистику солдат, какие-то награды за ранения или отвагу. Хочется попробовать кооперативный режим, когда два отделения, под управлением разных командиров, штурмуют одну базу. Вернуть асинхронный мультплеер, старый добрый PBEM.





Впрочем, есть подозрение, что Firaxis не остановится, а выпустит вскоре пару модификаций, а то и полноценных дополнений к игре. В конце концов, есть же еще и X-COM: Terror from the Deep и даже прости, господи, X-COM: Apocalypse. А там глядишь, прикрутят к игре Steam Workshop, и коммьюнити сделает себе правильный сиквел с блекджэком и силакоидами.





На сериале XCOM , судя по всему, лежит проклятье. Ни один его ремейк или продолжение не могут повторить феноменального успеха оригинальной игры, появившейся на свет в последний день 1993 года. Судите сами – оказался забагованной тотальной конверсией оригинала. вышел откровенно сырым – пройти его стало возможно году эдак к 2000, после многочисленных фанатских патчей и фиксов. Серия UFO от ALTAR Games оказалась совершенно омерзительной стратегией, лишенной всех особенностей оригинала. Богомерзкие и и вовсе недостойны носить имя знаменитой серии. Пожалуй, остается только порадоваться, что некоторые проекты с приставкой X-COM были закрыты еще на стадии разработки.

Когда Firaxis анонсировала ремейк той самой «старой-доброй» классики, ветераны воспрянули духом. Легендарный Сид Мейер взял серию в свои руки – неужели после стольких лет ожидания мы получим свежую версию «лучшей игры всех времен и народов»? Дрожащими руками запускаем ...

Враг известен

С первых секунд берлинская операция выглядела подозрительно. Какой-то объект рухнул с неба прямо в центр города. На место падения был выслан разведотряд немецкой армии, связь с которым быстро прервалась. И вот, пока генералы и политики чесали в затылке, в воздухе Германии появился ультрасовременный самолет со стилизованным иксом на борту, а военным «с самых верхов» поступил весьма недвусмысленный приказ – самолету разрешить посадку, людям в нем не мешать, и лишних вопросов не задавать. Вот так незамысловато началась Первая война с пришельцами.

С первых же секунд изо всех сил старается доказать что он – достойный наследник «той самой игры, родом из девяностых». Стильное, очень эффектное начало игры, одновременно обучающее игрока управлению отрядом и проливающее свет на самое начало инопланетного вторжения. База, стильный муравейник которой населен несколькими NPC, регулярно радующими вас своими замечаниями (чего только стоит глава научно-исследовательского отдела доктор Веллер, которой очень нравится допрашивать и вскрывать инопланетян), перехват летающих тарелок, выполненный в лучших традициях оригинальной игры... И тысячи мелочей, которые мгновенно погружают игрока в потрясающе воссозданную атмосферу. Вы всей кожей чувствуете, что во главе сверхсекретной организации ведете войну. Вы переживаете за своих солдат как за родных, и глупо улыбаетесь, глядя как ваши аналитики аплодируют храбрым летчикам, сбившим первый НЛО. Чудо – вот все, что можно сказать об атмосфере.

И поначалу кажется, что нам действительно вернули «ту самую игру»...

Хорошо забытое старое

Первым звоночком оказывается тактический режим. Знакомые очки действия, которые тратились на передвижение солдат, пальбу по пришельцам и метание гранат канули в Лету. Вместо них - новая, небезынтересная система, позволяющая совершить каждому солдату по два действия за ход. Хотите – спрячьтесь за укрытием и откройте огонь по пришельцу. Хотите – тратьте оба действия на передвижение, тогда ваш солдат совершит дальний марш-бросок. Но учтите – выстрел всегда заканчивает ход вашего оперативника (за исключение бойцов с определенными перками). У вас не получится сначала пострелять по врагу, а потом сменить укрытие. Это вынуждает активнее шевелить мозгами.

Нововведение номер два – система укрытий. Отныне вы не можете приказать своим солдатам передвигаться ползком, или припасть на колено в любой точке карты. Извольте прятать их за укрытиями. Игра заботливо подскажет, где вашего подопечного могут подстрелить, а где он надежно защищен от вражеского огня. Поэтому выиграть тактическую битву очень легко.

Новшество номер три – попрощайтесь с инвентарем своих солдат. Возможность подобрать на поле любое оружие и запихнуть его себе в рюкзак, зарядить в оружие, скажем, зажигательные патроны, или же набить ранец двумя десятками гранат была безжалостно выброшена. Снаряжать своих людей можно только на базе. Вы выбираете оперативникам доспех, главное и второстепенное оружие, и спецсредство – гранаты, целеуказатели, аптечки и другие занятные штуковины. Боеприпасы бесконечны – когда наступает время перезарядки, вы просто пропускаете ход, и магазин солдата опять полон. Кроме того, новое поколение оперативников XCOM обленилось настолько, что с собой возит по одной гранате.

Игрушечные солдатики

Градус абсурда повышает тот факт, что часть вооружения превратилась в... навыки. После каждого убийства врага, ваш оперативник получает опыт, и растет в уровнях. После достижения второго уровня, методом «пальцем в небо» игра присваивает солдату один из четырех классов. Снайперы стреляют через всю карту – а после прокачки определенных навыков могут бить даже по тем, кого не видят. Тяжелая пехота таскает с собой тяжелый и брутальный пулемет и базуку, любит и умеет прижимать врагов огнем, и привносит в тусклую жизнь инопланетян немало огонька и фейерверков при помощи гранатомета. Штурмовики бегают дальше всех, ловко орудуют дробовиками и лучше всех захватывают инопланетного «языка». Поддержка лечит раненных, кидается дымовыми гранатами, превратившимися из осязаемой штуковины в навык. В дальнейшем некоторые бойцы могут освоить пси-дисциплины, чтобы брать врагов под свой контроль и совершать с их разумом всяческие пакости.

Наконец, последнее – отныне ваши бойцы стреляют только по мишени, которую видят сами. Забудьте огонь вслепую или по стенам – патроны не казенные. Только по врагам. Ситуацию немного спасает возможность швырнуть гранату куда угодно, или пальнуть в произвольную точку ракетой – но и гранаты и ракеты зачастую лучше поберечь.

AI расстраивает. Может быть современным игрокам он бросит вызов – но ветеранам XCOM ему противопоставить нечего. Пришельцы брезгуют тактикой, предпочитая лобовые атаки. Все, на что хватает их ума – попытаться обойти нас с флангов, отчаянно подставляясь под огонь. Большинство битв выигрываешь, просто заняв наиболее удачные позиции. В ходе такого вот планомерного отстрела инопланетной дичи не раз с грустью вспоминаешь игру 1993 года, где на первом же ходу инопланетяне могли забросить в ваш самолет гранату, разом положив весь отряд. А то и разнести «Рейнджер» из бластерной установки.

Хорошая плохая игра

Среди прочих нововведений отсутствие экономики. Приторговывать теперь можно только инопланетными трофеями, что ставит вас в жесткую финансовую зависимость от постоянно паникующего совета инвесторов. Приходится выкручиваться, чтобы снизить уровень мировой паники. Но это, откровенно говоря, только добавляет адреналину. Приходится постоянно принимать правильные решения – на какое из трех заданий отправиться, где разместить новые спутники слежения за НЛО, снижающие панику... С другой стороны, игра больше не позволит вам спокойно помедитировать перед глобусом – паника все равно будет расти, страны-инвесторы рано или поздно выйдут из проекта XCOM, и со временем вашу контору могут прикрыть. Только стремительное движение по сюжету позволит вам победить. С одной стороны, игра не успевает надоесть, с другой – проходится ну очень быстро.

Несмотря на все вышесказанное, играть очень интересно. Постоянно ловишь себя на мысли, что вот сейчас зачищу эту тарелку, и спать. Рассвет за окном оказывается сюрпризом – кажется, только на пять минут включил... Графика, звук, спецэффекты – все на высоте. Firaxis сделали замечательный подарок всем, кто не играл в оригинал. Это очень хорошая плохая игра – одна из лучших поделок на тему XCOM, одна из лучших тактических стратегий последнего времени, но слишком примитивная и ограниченная для тех, кто начинал знакомство с серией в конце 1993 года.

И, напоследок пара слов о сетевой игре. Она предельно проста. Набрав смешанную команду из людей и инопланетян, вы оказываетесь на заданной карте, где вам противостоит такая же команда другого игрока. Задача одна – уничтожить всех врагов. Игра с живым человеком, разумеется, интереснее битв с AI, но в целом сетевой режим XCOM не производит ни малейшего впечатления. Ну, есть и есть.

Вердикт прост – играть всем. Ветеранам новый XCOM даст шанс вспомнить былые времена и почувствовать себя гением тактики, ну а новичкам остается просто позавидовать. Они наверняка станут преданными фанатами сериала, и, возможно, лет через десять уже сами будут ворчать о том, что «новый XCOM уже не торт, вот помню, в 2012»...

Игра отлична. Из стратегий сейчас мало что выходит, а жаль.
И поскольку это комментарий к видео об игре, он и будет об видео. Ну и самой игре (ответы на некоторые "минусы" игры).
Многие говорят что враги либо - Вообще не двигаются, либо двигаются но очень фигово. Это не так. Если смотреть на первую миссию с актом устрашения (где нас знакомят с криссалидами), то уже после первого хода видно как и слышно как померла два-три человека. И это называется не двигается? Перед началом выше указанной миссии, нам говорят что "Похоже, они изменили тактику" - и это показывается тем, что они начинают упорно выходить из тени на многих картах. Чаще этот видно на картах с сбитыми, либо же севшими кораблями. У меня не раз было что десант приземлялся прямо возле входа в корабль, я делал ход по укрытиям и в боеготовность всех (при этом врагов не обрнаруживал), как сразу же после этого на меня выбегало 6, а то и 9 врагов. Ну и к началу моего хода их оставалось уже чуть меньше... Поэтому если это миссия не бомбой или актом устрашения - можно смело выдвигать бойцов в укрытия и ждать в боеготовности. Так уже после первого-третьего хода, на вас выбежит толпа из мутонов, дронов, берсерков и других тварей которым пофигу на свою защиту. И кстати - я заметил что в миссиях с похищением людей, инопланетяне часто выходят на "Зеленые трупы", что конечно же можно использовать.
*Коментами выше*
- Броня невидимка у штурмовика с выстрелом через два хода - читерская:-). Ныряешь через дверь в помещение, подходишь вплотную к врагу и выносишь с одного выстрела.

А для чего еще нужна эта броня? Да и ты попробуй выбежать так на гигантского робота (уж извините, не помню как эту большую железную четырех ногую ху*** зовут). Даже с двойным выстрелом не факт что убъешь. А вообще - лучше эту броню на штурмовика с дугометом вешать. Это будет гораздо нужнее чем просто убить его.

Для использования спутникового наведения нужны 3 трупа существ самого первого уровня - сектоидов, но в процессе игры они вообще перестают появлятся, их место занимают более сильные существа, приходится экономить эти самые примитивные трупы. Бред.

Неа. Они встречаются даже в до невозможности каких больших кораблей. Да и еще - спутниковое наблюдение нужно если нету громобоя и лазерного\плазменого оружия для перехватчиков. Хотя у меня и мелкие корабли легко сбивают большие просто с плазменой пушкой.

Мастерская и лаборатория дают всего +5 человек, но мы и так в конце месяца получаем больше людей, значит очень скоро все эти здания можно спокойно убирать.

Ага. И что на их месте ты будешь строить хотя бы? Модули? Электростанции? Модулей максимум 5 надо, если не хватает ресурсов для двух комплексов спутниковой связи. Да и потом - мастерские нужно оставлять, посокольку может сложиться такая ситуация - Какая то страна в панике (без спутника. Кстати, если над страной есть спутник, то в конце месяца паника снижается на один), нужны спутники - для спутников нужны модули - для модулей инженеры. И как ты выкрутишся? Ттолько мастерскими и можно. А лаборатории нужны для изучения. Больше ученых - быстрее процесс. Так, к появлению крупных корбалей противника, при нескольких лабараториях и мастерских, можно уже запускать громобои с плазмеными пушками.

Когда захватываешь разум врага, он очухивается во время "хода пришельцев" и сразу атакует. В самый неподходящий момент:-)

Если бы они очухивались в момент хода противника (этим самым пропуская ход), то это было бы не интересно. А так захватил разум - враг очухался и ты псионика потерял на время.

Продолжительность, хоть игра и не проходится за один вечер, хотелось бы играть дольше

Не знаю как тебе, а я лично игру прохожу второй раз, и собираюсь третий. Ибо затягивает офигенно.

Пси-лаборатория, очень обидно, когда из твоего, прокаченного, отряда получается всего 1-2 псионика. Приходится играться с сохранением/загрузкой, т.к когда её построишь, противники уже серьёзные, и прокачать рекрутов не просто.

А что жаловаться? Да, из за этого можно потерять хорошего бойца на 10 дней и его вернут не с чем. Но ведь так же интересней только играть.

И еще немного о комнате Голлопа. Ее активировать может только солдат с прокаченым пси-навыком "Контроль разума" (Доставляет бегать за криссалида х)). Что несколько обидно, потому что "Защитное поле" тоже довольно таки хорошее умения. А так игра очень хорошая, есть желание переигрывать и играть разными способами развития и тактики. Хотя конечно соглашусь что конечный ролик как то... как то желает оставлять лучшего (Хотя бы почему два бойца выживших не вернулись на "Рейнджер"?(Да, я знаю что там остался еще и псионик)).
Расстраивает пара моментов - это баг с "Невидимой целью". Когда показывается что солдат видит пришельца, которого не видят другие, находись они хоть спереди, хоть сзади лагающего бойца (Который стрелять отказывается по этой цели). Еще баг бывает у меня с перевооружением бойцов. Я кликаю что бы сменить оружие или гранату, а он вместо этого открывает описание, которое закрывать не собирается, выйдете вы хоть в комнату Голлопа. Ну и последний момент - в роликах перед началом миссий никогда не показывают Т-БМ П. И это дискриминация машин!
Кстати мелкий вопрос - возможно ли захватить кибер диск?

Возрождение великой серии X-Com вышло грандиозным. Новая игра была настолько успешной, что это не передать словами. Похоже, люди давно ждали возвращения чего-нибудь эдакого, с пошаговым боем, пришельцами, долгим, затягивающим, СЛОЖНЫМ! геймплеем.

К сожалению, я был слишком молод и у меня не было компьютера, когда зародилась серия X-Com , потому я знаю о ней весьма смутно, по нескольким малоудачным сиквелам, которые выходили уже всемирно под названием UFO (изначально у игры было 2 названия, X-Com в Европе и UFO в Америке). Поэтому лично для меня стала откровением.

Разработчик: Firaxis Games.

Издатель: 2K Games.

Издатель в России: 1С-СофтКлаб.

Жанр: пошаговая РПГ/стратегия.

Так выглядит наша база, а вернее, её часть, к сожалению, игра не позволяет отдалить камеру и показать полностью масштаб вашего величия!

Я всегда любил пошаговые тактические стратегии и РПГ, я всегда любил фантастику, я обожал возможность самому составлять свой отряд, экипировать его и бросать в бой, переживая за каждого из своих бойцов и воспринимая их не просто как виртуальных болванчиков, а людей с личностью, которую я каждому из них про себя придумывал, историей и пр. Но опустим лирику и перейдем к самой игре. Вы — командор организации по борьбе с внеземным разумом – XCOM . В вашем распоряжении подземная база, которую вы организуете на выбранном вами материке; отряд бойцов, которых вы отправляете на защиту планеты; научный и инженерный персонал, занимающийся изучением пришельцев и их технологий, а также разработкой методов борьбы с ними. За вами следит совет стран всего мира, который спонсирует вашу организацию, вы же в ответ защищаете разные государства от вторжения вредных инопланетян, но вот незадача, пришельцы предпочитают атаковать сразу в нескольких точках, и вам приходится выбирать, причем не только какую сторону защитить, но и между моралью и выгодой.

Земной шар, на котором отмечаются наши задания, и мы уже летим на помощь!

Каждый раз, когда вы отказываетесь помочь какой-то стране, в ней повышается уровень паники, когда он достигнет максимальной отметки, то страна выйдет из совета, прогнувшись под инопланетян, и вы потеряете ее спонсирование, что весьма ударит по вам. Поэтому не раз вы будете терзать себя выбором, защитить страну, которая дает бесполезного солдата-новичка, но в которой высокий уровень паники, или же другую, которая даст вам так необходимых инженеров или научных работников, а может, просто денег… вы же любите деньги, не правда ли? В любом случае, игра бросает вам вызов, который нужно смело принять. Помимо защиты, наземной, есть также воздушная защита, над каждой из стран вы можете запустить спутник, который будет следить за пролетающими над страной «тарелками» пришельцев. И, как только тарелка будет замечена, вам нужно будет послать туда истребитель, который собьет космический корабль. А чтоб удостовериться, что пришельцы прихлопнуты, а также собрать материалы для изучения, дополнительно надо будет послать ваш боевой отряд на место крушения.

Хоть и ход противника, но наш снайпер заметил врага и уже готов всадить в него мощный заряд плазмы

Но вернемся на базу, что же мы можем делать внутри нашего обиталища. А можем мы многое, роемся глубже в землю, отстраиваем разные постройки, которые позволяют нам вырабатывать больше энергии, содержать пришельцев в плену, «допрашивать» их, высылать новые спутники, улучшать оборудование и т.д. Также мы можем обучать наших бойцов. Изначально все бойцы являются рекрутами, но после первого же боя, если они смогли ранить или убить кого-то из пришельцев, им автоматически присваивается какой-либо класс. Попал в сектоида на большой дистанции – снайпер, расстрелял в упор неосторожно подкравшегося врага – штурмовик, и так далее. Всего классов четыре: снайпер, штурмовик, тяжелый пехотинец и поддержка. Снайпер, понятное дело, хорошо стреляет на большой дистанции, штурмовик, наоборот, хорошо сражается в ближнем бою, тяжелый пехотинец оснащен тяжелым снаряжением и способен наносить очень большое количество урона, в том числе по площади, поддержка же занимается тем, что лечит союзников и всячески улучшает их позиции на тактической карте.

Некоторые виды пришельцев после убийства землян превращают их в эдаких зомби... мерзко

Сами бои в тоже имеют интересные нововведения, так, например, впервые стала работать система укрытий. То есть теперь персонаж не стоит на местности, как тополь на плющихе, ему необходимо прятаться за ящиками, стенкой, столбами и т.д. При этом он не теряет возможности атаковать. Во время выстрела боец выглядывает на несколько секунд из укрытия, производит атаку и тут же прячется назад, как в современных стрелялках.
Помимо описанного геймплея, который и так довольно насыщен, в игре также есть сюжет, не то что бы он очень сильный и необходим этой игре, но в целом в нем имеется некая интрига, и в финале некоторых игроков может ждать даже сюрприз.

После выполнения задания от союза стран Земли нас поздравляет с победой этот скрытый тенью "хитман "

Обратите внимание, что XCOM вошел в список 10 лучших игр 2012 по версии нашего сайта. Сейчас как раз проводится голосование, не забудьте принять в нем участие. Выберем лучшие компьютерные игры 2012 вместе!

Сейчас жанр пошаговых игр, как стратегий, так и РПГ, находится на грани вымирания, и тем ценнее Ты наслаждаешься тем, что она тебе дает, особенно для тех, кто играл еще в девяностых годах, когда игры были сложнее и не поддавались игроку, заставляя серьезно думать и действительно напрягаться, а главное – получать от этого удовольствие. В общем, игра обязательна для ознакомления всем! Исключение составляют только люди, вообще не переваривающие пошаговый режим боя и начинающие зевать уже на втором ходе.

Есть контакт!

Жанр: тактическая пошаговая стратегия, экономическая стратегия
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: Firaxis Games
Издатель: 2K Games
Издатель в СНГ: 1С-СофтКлаб
Похожие игры: серия X-COM, Incubation: Time Is Running Out, серия Jagged Alliance
Мультиплеер: Интернет
Минимальные системные требования: процессор уровня Intel Pentium 4 с тактовой частотой 1,4 ГГц; 2 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 8600GT с 256 Мб ОЗУ; 20 Гб свободного места на жестком диске; интернет-соединение
Рекомендуемые системные требования: процессор уровня Intel Core 2 Duo с тактовой частотой 2,4 ГГц; 4 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 9800GT с 512 Мб ОЗУ; 20 Гб свободного места на жестком диске; интернет-соединение
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Официальный сайт игры: http://www.xcom.com/enemyunknown/

По правилам хорошего тона, рецензии на игры вроде XCOM: Enemy Unknown должны начинаться с занимательного экскурса в историю и подробного пояснения, почему же оригинал такой уникальный и замечательный, и почему каждый должен в него обязательно поиграть (хотя это вроде как и так все понимают). Мы сейчас не будем говорить о том, как так получилось, что крупный издатель в здравом рассудке решил выпустить в 2012 году тактическую пошаговую стратегию, корни которой уходят в дико хардкорную PC-игру из девяностых. Тут дело в другом: команде Сида Мейера, которая, в принципе, делает одни из самых лучших стратегий в этом мире, удалось достичь невозможного. Идеологически новый XCOM не сильно отличается от своего прародителя 1994 года: тут действуют такие же правила и установки, что и 18 лет назад. Зато теперь защищать Землю от инопланетной угрозы могут не только гики, получающие специфическое удовольствие, когда выстраивают скрупулезную схему действий под названием «чтоб ни одно очко не пропало даром!», но и вполне адекватные люди, искренне любящие хорошие игры.

Штурм корабля пришельцев – ответственное мероприятие. Если его неправильно спланировать, то можно недосчитаться бойцов по окончании миссии.

Поэтому если вы считали turn-based-тактики очень скучным и непонятным занятием, то можете смело отбросить эти мысли – новый XCOM элегантно сочетает в себе простоту освоения и необычайное внимание к деталям. Разобраться в механике можно примерно за час, что для тактических стратегий почти уникальный случай, а комфортно играть получится и на геймпаде. Однако, при всей своей дружелюбности, игра обладает многими качествами, не свойственными современным блокбастерам. К примеру, здесь ни в коем случае нельзя халатно относиться к любым своим действиям, будь то перебежка к укрытию или апгрейд базы. Потому что каждое ваше необдуманное решение может не самым лучшим образом аукнуться через некоторое время игры.

Комнатная температура

События XCOM: Enemy Unknown разворачиваются в ближайшем будущем, в 2015 году, когда появилась прямая угроза со стороны инопланетной цивилизации. По всему миру начинают пропадать люди, в небе все чаще появляются странные летающие объекты, но это совсем не значит, что дни существования планеты сочтены. Правительства всех стран мира создают особое подразделение специально для борьбы с инопланетными захватчиками. В него входят лучшие ученые, инженеры и солдаты со всего мира, в недрах секретной базы проводятся эксперименты и совершаются открытия, которые значительно двигают науку вперед, хотя, что там говорить, в итоге все равно получается оружие.

Обязательный кадр с глобусом. Это неофициальный символ X-COM.

Впрочем, сюжет в XCOM особо не важен, а весь этот пафос про спасение планеты – так, для галочки. Первостепенное значение имеет геймплей, который состоит из двух равных компонентов: глобальной стратегии и пошаговой тактики. Причем каждый из них достаточно проработан, чтобы затянуть с головой на пару недель. В первом случае мы обустраиваем базу, препарируем чужих, исследуем внеземные технологии, создаем прототипы лазерного оружия и всячески стараемся, чтобы население планеты не паниковало, когда их родственников утаскивают инопланетяне. А уже непосредственно на поле боя, в пошаговом режиме, расщепляем пришельцев на атомы новеньким экспериментальным оружием.

Как и в оригинале, вы будете знать всех своих солдат поименно. А смерть одного из них – это настоящая драма.

Авторам удалось воссоздать тот самый дух неопределенности, когда Скайрейнджер приземлялся на незнакомой территории, и из него выбегали закованные в броню пехотинцы, в надежде лоб в лоб столкнуться с врагом, но того скрывал «туман войны», и не было понятно, откуда ждать удар. Здесь примерно то же самое: сразу после начала миссии бойцы осторожно перебегают от укрытия к укрытию, пока игрок просчитывает в уме возможные варианты развития событий. Появятся ли противники из-за того нагромождения ящиков? Или они засели где-нибудь рядом с горящей цистерной? Или вообще пришельцы облюбовали крышу вон того склада? И все это делается лишь для того, чтобы через секунду из-за угла появилась парочка мутонов, и вы, отводя единственного снайпера в команде в безопасное место, наткнулись на группу сектоидов, оставив солдата абсолютно беззащитным. Элемент неожиданности – один из главных составляющих элементов оригинального X-COM – бережно перенесен Firaxis в ремейк.

Компактное размещение

Удивительно, но, несмотря на неторопливый, по сути, жанр, в игре постоянно что-то происходит. В Германии и США инопланетяне похищают людей, Африка требует продажу трофейных деталей корабля чужих, над Россией замечен НЛО, а Индия и Австралия отказываются финансировать программу по защите планеты от угрозы из космоса – и все это укладывается в какие-то десять минут геймплея. Только мы успели перевооружить истребители и создать новую броню для солдат, как уже в следующую секунду оказываемся на поле боя под огнем пришельцев. XCOM создает какое-то умопомрачительное количество неожиданных ситуаций, постоянно ставя игрока в затруднительное положение. Никогда не знаешь наверняка, что важнее в конкретный момент: потратиться на спутник, чтобы отслеживать перемещения вражеских летательных аппаратов, или построить новую лабораторию, укомплектовать десантную команду дорогим обмундированием или инвестировать в производство мощных пушек для авиации.

Игра очень любит показывать смертельный выстрел крупным планом. Если что, эту функцию можно убрать.

При этом все решения имеют последствия, которые могут дать о себе знать как через пять минут, так и через час. Например, своевременно не отправили в азиатский регион несколько истребителей? На Китай и Японию нападут инопланетяне, паника в этих странах достигнет критической отметки, и правительства решат выйти из Совета. А ведь всего этого можно избежать, если не заниматься опрометчивым строительством электростанции, а просто купить два перехватчика.

Разрушаемые декорации позволяют при помощи всего одного солдата и одного выстрела из гранатомета уничтожить группу пришельцев, просто саданув из базуки в стену.

Очень часто игра сама подкидывает ситуации, где нужно сделать выбор. Как правило, враги одновременно нападают на три случайные страны, и поскольку в нашем распоряжении только одна база, а следовательно, и один Скайрейнджер (что очень грустно), то и отправиться можно лишь на одно задание. В тех районах, которые мы систематически игнорируем, со временем повышается уровень беспокойства населения, что не предвещает ровным счетом ничего хорошего.

Пошаговая инструкция

Вместе с тем, новый XCOM более дружелюбен к игроку, чем оригинал. В большей степени это проявляется в режиме пошаговых боев. Теперь максимальное количество наемников в группе составляет шесть человек, что сразу же повышает значимость каждого из них и в то же время сильно упрощает координацию действий: уже не приходится тратить уйму времени, чтобы просто переместить весь отряд в нужное место. Плюс отпала необходимость обращать внимание на каждый чих своих подчиненных: ход делится на две фазы, и за это время можно, скажем, спокойно подбежать к укрытию и выстрелить по противнику. И это нисколько не подрывает основ оригинального геймплея: просто если раньше для выстрела бойцу требовалось подойти к углу какого-нибудь здания, повернуться в сторону врага, присесть и выбрать тип стрельбы, то сейчас большая часть этих нудных действий происходит автоматически.
Однако при всем своем лоске XCOM особо не церемонится с игроком: если ваши опытные бойцы получили тяжелые ранения на задании, то в случае внезапного нападения отстаивать интересы Земли придется зеленым новобранцам, для которых это будет первый – а для многих последний, – бой в жизни. Поэтому бывалые вояки тут ценятся на вес золота, тем более что каждый солдат, принимая участие в операциях, получает опыт и растет в уровнях. Firaxis придумала простенькую ролевую систему, разделив всех наемников на четыре класса: снайпер, штурмовик, тяжелый пехотинец и боец поддержки. Каждый из них обладает своими собственными навыками и вооружением.

Приятная графика – это в первую очередь заслуга художников, а не старенького движка Unreal Engine 3.

Разумеется, в рамках одной рецензии очень сложно описать все мелочи, которые превращают XCOM: Enemy Unknown в важную игру. Мы часто говорим, что пошаговые стратегии – это только «для своих», что люди со стороны вообще не поймут, что там происходит и куда именно нужно смотреть. Обычно тот, кто увидел интерфейс среднестатистического проекта жанра, переживает шок и выключает игру, больше никогда не возвращаясь к подобному медиапродукту. С новым XCOM все по-другому: это стратегия, в которой комфортно себя чувствовать могут любые игроки, независимо от возраста, интересов и вероисповедания. А еще это тот самый случай, когда можно раз и навсегда прояснить ситуацию: нравятся ли вам turn-based-тактики или нет.

Радости:

  • Глубокий игровой процесс
  • На высоком уровне сложности игра все так же хардкорна
  • Приятная графика

Гадости:

  • В нашем распоряжении всего одна база
  • Технические огрехи

Оценка: 9,0

Замечательный ремейк отличной игры, в котором не просто растянуты текстуры и добавлена аббревиатура «HD» в название. Это скорее грамотное творческое переосмысление классики. Прям Black Mesa от мира пошаговых стратегий. Только лучше.

Обзор написан по PC-версии игры

Александр Михно